Что такое эмпатия?

Начать серию статей на этом сайте я бы хотела с такого важного понятия, как эмпатия.

Ниже представлен перевод статьи «What is empathy?» автора Seung Chan Lim (UXmagazine), в которой  понятие эмпатия раскрывается в своем самом глубоком смысле.

Top
Глубокое изучение понятия эмпатия в жизни и в контексте дизайна показало, что испытывать эмпатию – это значит не только получать, но и отдавать.

Эмпатия стала модным словом

В основном все мы устали от модных словечек. И эмпатия — не исключение.

Впервые я столкнулся с этим словом более 10-ти лет назад. На тот момент я уже несколько лет как закончил колледж, а мой близкий друг страдал от биполярной депрессии. Руководствуясь искренним желанием ему помочь, я искал психоаналитика. Во время нашей первой встречи найденный мной врач посоветовала проявить эмпатию по отношению к моему другу. Я спросил у неё, как именно, и она ответила, что для начала мне нужно научиться слушать. «Слушать?» — спрашивал я себя. «Определенно я уже знаю, как это делать!». Но я ошибался.

Оказалось, что я тогда воспринял слово «слушать» слишком буквально. Я думал, что слушать — это воспринимать то, что говорят другие, не перебивая их. Но это было не так. Восприятия речи было недостаточно без соответствующей интерпретации и расспрашивания.

Позвольте мне проиллюстрировать эту идею при помощи выдержки из моей книги  «Realizing Empathy: An Inquiry into the meaning of Making», где описывается мой опыт в деревообработке:

Солнце светит сквозь огромные окна деревообрабатывающего цеха. Я стою напротив высокого куска дерева, зажатого в верстаке. Я слышу, как стучит молоток, и звенят зажимы.

Я двигаю свою японскую пилу взад и вперед вдоль верхней части бруска в надежде сделать пару засечек для столярных изделий. Я полностью сосредоточен, старясь двигать пилу в заданном направлении, пока не замечаю, что инструктор всё это время стоит напротив меня и смотрит в упор совершенно неподвижно.

«Да?» —  я смущенно поднимаю на него глаза. «Ты знаешь…» — отвечает мне инструктор. Я встаю, чтобы услышать его следующую фразу. «Если ты прислушаешься, то дерево очень честно скажет тебе, правильно ли ты делаешь». Я стою и смотрю на него в упор, не понимая как интерпретировать его комментарий в стиле мастера Дзэн. «Попробуй снова» —  советует инструктор, направляясь в мою сторону. «Только в этот раз слушай».

Я наклоняюсь и начинаю пилить, обращая внимание на звук лезвия, трущегося о дерево. Я не слышу ничего примечательного.

«Сейчас…» —  инструктор подходит и прерывает меня, разжимает дерево, опускает его и зажимает снова. Теперь над верстаком возвышается менее двух дюймов дерева. «Попробуй снова. И слушай внимательно». Я перемещаю пилу и медленно начинаю двигать ей взад и вперед, затем быстрее, настраиваясь на постоянный ритм.

А затем я слышу это. Или лучше сказать: не «слышу». Урчание — вот что это было. Сейчас задним числом я думаю, что это было урчание. Когда шум стих, остался только звук, похожий на звук зубов, откусывающих яблоко.

 «О! Теперь я это слышу. Потрясающе!»  — выпалил я в трепете от отсутствия звука.

Оглядываясь назад, я должен был понять, что делаю, в момент, когда он опустил дерево. Я закрепил дерево слишком высоко, позволяя ему вибрировать, создавая звук, похожий на звук передвижения тяжелой мебели по полу.

Инструктор был прав. Дерево было честным со мной. Но до этого момента я не слушал.

Или, если быть более точным, я слышал звук, но я был так занят, пытаясь пилить прямо, что я не пытался понять, что этот звук означает. Или даже ещё хуже, я предполагал, что я слышу, потому что я думал, что звук пилы был … звуком распиливания. То есть, если и были какие-то различия в звуке, то они не имели смысла. Тогда как на самом деле они не имели смысла, потому что я не думал, что они могут быть другими. И так как я не знал, что они могут быть другими, я не пытался слушать. А без слушания я не ощущал никакой разницы, пропуская мимо ушей честный звук.

Сигналы, которые мы получаем от «других», будь это человек или кусок дерева, зачастую интерпретируются в наиболее очевидном для нашего сознания контексте. Однако этот контекст является одним из огромного числа различных возможных контекстов, в рамках которых может интерпретироваться данный сигнал.

У вас было такое, что вы читали какую-нибудь книгу, будучи подростком, а потом перечитывали её во взрослом возрасте? Были ли вы удивлены тем, как упускали так называемый «скрытый смысл», который сейчас стал для вас очевидным? Если да, то в основном это вызвано тем, что вы выработали более широкий и многогранный выбор контекста для интерпретации книг. В интервью, приведенном в книге «Realizing Empathy», доктор Lewis Lipsitt, один из родоначальников теории детской психологии в Brown University, связывает этот процесс с взрослением. Это такое явление, когда что-то, что мы раньше знали, воспринимается более тонко и с нюансами, изменяя своё значение.

Так инструктор по деревообработке помог мне повзрослеть, дав возможность узнать новый контекст. Контекст, с которым я смог иначе интерпретировать сигналы, которые получал. Контекст, с которым я смог ощутить и понять сигналы по-другому, чем раньше. Без этого контекста вкупе с моим недостатком понимания, сигналы, которые я получал от моей пилы, были для меня не более чем абстрактным символом для  «звука распиливания». Более подробно я рассказал об этой теме в своем выступлении на TEDx. В рамках этого выступления я поделился историей о том, как я находился в неведении из-за отсутствия эмпатии по отношению к куску дерева, моему другу и коллегам.

Объяснение понятия эмпатия

В ведущих СМИ стало модно говорить об эмпатии, как о чтении мыслей людей или ощущении того, что они чувствуют. Хотя такой контекст и понятен, здесь есть опасность перепутать цель и средство её достижения.

Слово «эмпатия» является переводом немецкого слова «einfühlung». Слово Einfühlung было придумано, чтобы объяснить, как люди могут прийти к ощущению чувства единения (часто употребляется в значении «единства») с помощью произведений искусства. Это слово описывает процесс, когда размываются, но при этом полностью не исчезают границы между объектированным понятием «себя» и «других». Для описания этого процесса часто используется метафора «входа внутрь» арт-объекта, будь то картина, скульптура, книга или спектакль. Эта метафора используется и по сей день, когда мы говорим «побывать в чужой шкуре».

Pic1

Когда речь заходит об эмпатии, есть 3 различных состояния, которые стоит рассмотреть. Они всегда связаны с понятием «другой». Нет эмпатии — это когда ты не испытываешь ощущения единения с «другим». Есть эмпатия — когда ты испытываешь ощущение единения. Неверная или излишняя эмпатия — это когда ты смешиваешь «себя» с «другим». Это состояние зачастую дает неприятные ощущения и заставляет чувствовать себя подавленным.

Если эмпатия — это слово, придуманное, чтобы объяснить, как мы переходим из состояния отстутствия ощущения единения с «другим» к ощущению этого, то чтение мыслей людей (известное как принятие другой точки зрения или теория сознания) или ощущение того, что они чуствуют (известное как эмоциональное заражение) действительно могут быть полезными, а иногда даже необходимыми способностями в этом путешествии. Тем не менее, они являются только средствами для достижения цели. Цели, означающей ощущение единения.

Pic2

Представьте себе мяч, который катится с горы. Эмпатия – это слово, придуманное с целью описания потенциала, который у нас есть на вершине горы. Эмпатия – это ощущение, которое наступает, когда мяч достигает подножия горы. При любом взаимодействии с «другим» — будь то человек, кусок дерева или произведение искусства — эмпатия может перенести нас из состояния, когда мы не испытываем эмпатию (ощущение единства) в состояние, когда мы её испытываем. Существует много составляющих понятия эмпатия, которые в данный момент активно обсуждаются учеными.

Иногда эмпатия осознается нами непроизвольно и пассивно. Например, многие из нас так испытывают эмпатию к выдуманным персонажам, когда смотрят фильм или читают книгу. Однако эмпатия не всегда осознается таким образом. Вспомните момент, когда вы сталкивались с кем-нибудь, кого считали «глупым», «неправым» или даже «злым». В этих случаях эмпатия не приходит сама собой.

В книге «Realizing Empathy» я сравниваю процесс создания произведения искусства с процессом ощущения эмпатии к людям. Я считаю, что одним из основных препятствий к непроизвольному ощущению эмпатии является такой парадокс: конфликт между реальностью и нашими ожиданиями по поводу этой реальности. Также я ввел словосочетание “осознание эмпатии”,  чтобы описать процесс, когда мы сталкиваемся с «другим», к кому не испытываем или не можем испытать эмпатию, а затем сознательно совершенствуем и практикуем средства, чтобы это сделать.

Pic3

Когда мы сталкиваемся с «другими», к кому не можем испытать эмпатию, мы находимся внизу ущелья, откуда нам нужно взобраться наверх, если мы хотим ощутить к ним эмпатию. Я называю этот процесс «осознанием эмпатии». Одним из основных побочных продуктов этого процесса является взросление.

При описании практики осознания эмпатии, я выделил 4 комплексных процесса, один из которых  —  это вышеупомянутое «слушание».

Pic4

При детальном рассмотрении процесса «осознания эмпатии», выявляется 4 взаимосвязанных, но отдельных процесса, которые должны работать вместе, чтобы сделать возможным этот процесс.

Роль эмпатии в дизайне

В среде дизайнеров мы часто используем слово эмпатия в значении инструмента получения инсайтов. Мы говорим об интревьюировании, наблюдении, ролевых играх или других способах получения информации о пользователях для создания более качественных продуктов. Этот контекст является особенно ценным для отличия нашего человеко-ориентированного подхода от других подходов, где меньше внимания уделяется отклику или участию пользователей. Однако он также излишне ограничен и иногда может быть неэтичным.

Во-первых, эмпатия не должна ограничиваться пользователями. Она может быть обращена к нашим клиентам. Она может быть обращена к нашим коллегам. Она может быть обращена к материалу, который мы используем для конструирования и изготовления вещей. На самом деле она может даже быть обращена к самим себе. Возможно, вы говорите себе время от времени: «Сегодня я не чувствую себя самим собой» или «Я не совсем понимаю себя». Такие ситуации могут рассматриваться, как признаки нашей неспособности испытывать эмпатию к нашему объектированному «себе». По сути, эмпатия может быть обращена к любому объекту в нашем восприятии: материальному или нет. В этом ключе наша работа по проектированию продуктов и сервисов – это комплексное осознание эмпатии по отношению к множеству «других». Другими словами, то, что мы называем продуктами и сервисами – это побочные продукты осознания эмпатии.

Во-вторых, инсайт лучше воспринимать, как побочный продукт осознания эмпатии, а не как цель. Если сосредоточить внимания на получении инсайтов или другого типа знаний от других, то можно превратить эмпатию просто в инструмент. Если мы не будем осторожны, это может негативно сказаться на качестве нашего взаимодействия с «другими». Существуют различия между допросом и интервью, между пониманием для того, чтобы манипулировать/извлекать пользу и пониманием, чтобы помочь. Снаружи они могут казаться радикально противоположными действиями, но если вы углубитесь, то начнете осознавать, что между ними тонкая грань в характере фокуса и намерения взаимодействия.

В-третьих, понимание – это только один из способов, при помощи которых мы можем ощутить эмпатию к «другим». Другой способ – это просто быть с ними на одной волне: ощущать единения с ними в течение длительного времени. В этом случае не требуется никакой заранее определенной цели кроме любопытства, куда нас может завести взаимодействие, которого достаточно, чтобы захотеть испытать его. Это желательно, когда мы хотим мотивировать наших коллег к предлагать новые или неожиданные идеи, когда мы используем наши материалы для создания чего-то нового или неожиданного или когда мы просто хотим создать с кем-то что-то большое из ничего.

В-четвертых, как только вы осознаете, что эмпатия не ограничивается пользователями, и что «понимание» — это не единственный способ испытать эмпатию к другим, вы начинаете замечать, что испытывать эмпатию – это значит не просто получать, но и давать. Есть такие люди, кто хочет описать эмпатию, как нехватку действия. Это может быть верно в некоторых случаях, но это не полностью верно. Когда я смотрю на различные области искусства, которые исследовал при анализе эмпатии (например: актерская игра, танец, рисование, создание скульптуры, столярных изделий и т.д.), это становится совершенно ясно. К примеру, актерская игра – это эмпатия с двух сторон: как актеры воспринимают персонажей и как они играют их. На самом техническом уровне, если актеры не будут испытывать эмпатию в своей игре в той же степени, как и в своем восприятии, то аудитория не сможет понять, что они делают или о чем говорят. На более качественном уровне, если их игра не будет достаточно наполнена эмпатией, то аудитория интуитивно почувствует, что что-то не так и воспримет это, как «фейк» или «клише». То же самое верно и для нашей работы, как дизайнеров.

В заключение, одна из наиболее прекрасных вещей, которую я узнал во время изучения эмпатии, — это то, что когда мы ощущаем эмпатию к «другим», мы на самом деле лучше ощущаем эмпатию к самим себе. У вас когда-нибудь было такое, что вы изо всех сил старались написать что-нибудь доступно для других людей, и это помогало вам лучше понять то, о чем вы думали? Как на счет моментов, когда вы пытались научить других чему-либо, и это помогало вам лучше выучить материал самому? При условии, что это происходит из естественного и искреннего желания, ощущение эмпатии на самом деле обоюдно. Обоюдно – не в смысле обмена подарками, а в смысле актов дарения и получения самих по себе. Ни эгоистично, ни альтруистично. Это просто петля, которая не может быть распутана без потери смысла.

Pic5

Понятия свободы и достоинства зачастую формируются вокруг личностей. Через призму эмпатии оба понятия приобретают относительное значение, которое не может быть завершено без связи между собой и другими.

Оригинал: What is Empathy?

Добавить комментарий

